В последнее время в Оренбурге все более активно развивают свою деятельность организации, основной целью которых является оказание посреднических услуг по заключению договоров о предоставлении права пользования курортной жилой площадью для отдыха. Поводом для написания настоящей статьи явились неоднократные обращения граждан за судебной защитой в суды Оренбургской области с исковыми заявлениями к указанным компаниям-посредникам.
Существенной особенностью отдыха с предоставлением права пользования курортной жилой площадью является то, что отдых организуется по различным, так называемым клубным программам организациями, находящимися за пределами России, а сама компания-посредник как таковых туристических услуг не оказывает. В связи с последним фактом у граждан, подписавших договоры с такими компаниями, возникает ряд проблем, заключающихся прежде всего в потере своих собственных денег. В чем суть деятельности компаний-посредников?
Абсолютно все компании, выступающие посредниками по заключению договоров о предоставлении права пользования курортной жилой площадью для отдыха, имеют договоренности с иностранными туристическими фирмами, которые готовы предоставлять свои услуги во многих странах мира. Суть этих договоренностей сводится к следующему: компания-посредник ведет активную акцию по рекламированию клубного отдыха за рубежом и в случае обращения к ней граждан подписывает с ними договоры поручения, которые уполномочивают компанию-посредника заключать договоры по резервированию права пользования курортной жилой площадью. Если касаться юридической стороны указанного договора поручения, то она заключается в том, что компания-посредник не принимает на себя обязательство оказать гражданину туристические услуги, а лишь обязуется заключить от его имени договор с иностранной туристической компанией по резервированию права пользования курортной жилой площадью и перечислять ей необходимые суммы, за что, собственно, и берет денежные средства. В подавляющем большинстве случаев граждане рассматривают компанию-посредника как обычную туристическую фирму, которая обязуется предоставить путевку на курорт. Это мнение является ошибочным и потому приводит к возникновению спорных ситуаций.
Споры возникают прежде всего по причине дороговизны услуг, предоставляемых компанией-посредником и иностранной туристической фирмой. И здесь следует отметить еще один, имеющий исключительно важное значение факт.
Компании-посредники являются по существу рекламными компаниями. Собственно говоря они сами себя позиционируют как маркетинговые компании основной целью которых является продвижение информации о различных туристических услугах. Следовательно в каждой компании разработаны свои рекламные программы, их реализацией занимаются профессионалы своего дела, главная цель которых - заставить потребителя воспользоваться услугой. Граждане, обратившиеся в суды Оренбургской области, в ходе судебных заседаний утверждают, что воспользоваться туристическими услугами их фактически заставили, оказывая мощное информационное воздействие в ходе презентации в офисе компании-посредника. Под влиянием многочасовых презентаций у граждан складывалось ощущение, что они приобретают исключительно выгодную туристическую услугу, которая будет оказываться компанией-посредником. К окончанию презентации работники рекламной компании, видя, что клиент «созрел» и готов оплатить все необходимые суммы и подписать договор поручения, предлагают ему немедленно внести в кассу денежные средства. При этом предлагается проследовать до банкоматов, чтобы гражданин снял с них денежные средства, доехать до дома, где также гражданин возьмет необходимую сумму денег, а также совершить иные действия с одной единственной целью – как можно скорее заключить договор поручения. Как только договор поручения заключен, компания-посредник выдает гражданину договор с иностранной туристической компанией, в котором указано, что гражданин в течении определенного времени имеет право отправиться на курорт, где за ним зарезервирована курортная недвижимость. Помимо этого, в договоре указано, что гражданин обязуется выполнить ряд условий: оплатить страховые взносы, участвовать в рекламных акциях и т.п. Таким образом, потребитель, рассчитывая на одну сумму, которая ему понадобится для отдыха, по прибытии на курорт обязан оплатить дополнительные платежи
Подписав договор и оплатив необходимые денежные средства, гражданин отправляется домой, вернувшись куда начинает внимательно вчитывается в его условия, которые в конечном итоге являются для него неприемлемыми.
Анализ судебной практики показывает, что основанием для обращения граждан за судебной защитой является их несогласие с размером оплаты услуг компании-посредника и крайне большая разница между суммой о которой говорили на презентации, и суммой, указанной в договорах.
Однако закон в данном случае не может помочь обратившимся за его защитой гражданам-потребителям. Связано это прежде всего с тем, что компания-посредник не нарушает их прав и в принципе у граждан имелось право выбора между тем, чтобы заключить договор поручения или отказаться от этого.
Подводя итог сказанному в статье, следует отметить, что указанные выше споры и решения по ним крайне неоднозначны. Сами граждане, воспользовавшиеся услугами фирм-посредников и общественность интуитивно понимают, что в ходе рекламных акций на них оказывается психологическое воздействие и предоставляется неполная информация. Но доказать данные факты никто не может.
В дополнение также следует сказать, что деятельность указанных фирм-посредников носит «кочевой» характер. Задержавшись на некоторое время в одном регионе, фирма переносит офис в другой регион. Данный факт не может служить плюсом в оценке деятельности этих организаций.
Современное российское законодательство взяло курс на всестороннюю защиту человека и гражданина. В связи с этим думается, необходима тщательная проверка возникших спорных ситуаций государственными органами, и прежде всего правоохранительными, с целью выяснения всех обстоятельств каждой из них и установления ответственных за нарушения лиц.