КС РФ не усмотрел изъянов в повышении размера административных штрафов за нарушения в области дорожного движения
Определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2025 г. N 1220-О
Конституционный Суд РФ не стал рассматривать по существу запрос группы депутатов Госдумы, поставивших под сомнение конституционность Федерального закона от 26.12.2024 N 490-ФЗ, которым с 1 января нынешнего года повышен размер административных штрафов за ряд нарушений в области дорожного движения, а также скорректированы льготные правила уплаты соответствующих штрафов. Изменения коснулись, в частности, таких составов как управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и некоторых других: размер штрафов по ним по общему правилу увеличился в полтора раза. "Льготный" же размер штрафа, применяемый в случае его оперативной уплаты, был повышен с 50 до 75%.
Заявители обосновали свой запрос тем, что указанные поправки приняты в отсутствие каких-либо объективных причин, связанных с негативными тенденциями в сфере безопасности дорожного движения (напротив, заявители приводили статистические данные, свидетельствующие об устойчивом снижении числа соответствующих правонарушений). Сокращение же размера "скидки" за своевременную уплату штрафа не согласуется с первоначальной целью этой меры (повышение собираемости административных штрафов) и не учитывает текущего финансового положения граждан в условиях высокой инфляции.
Кроме того, заявители ссылались на имевшие место, по их мнению, нарушения в процессе принятия указанного закона - тот факт, что значительная часть поправок, выходящих за рамки первоначальной концепции законопроекта, была представлена лишь ко второму чтению, а также на отсутствие официального отзыва Правительства РФ на эти вновь предложенные поправки.
По результатам предварительного изучения запроса КС РФ пришел к выводу, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о нарушении конституционных прав граждан и превышении законодателем своих полномочий, в связи с чем запрос не требует рассмотрения по существу с вынесением итогового решения в виде постановления.
Суд признал, что устанавливаемые законодателем меры ответственности за совершение административных правонарушений не могут быть произвольными и должны соотноситься, в частности, с характером и степенью общественной опасности соответствующих нарушений, а также учитывать объективные характеристики их распространенности. Однако Госдума не связана приводимыми заявителями доводами об отсутствии объективной необходимости увеличения размера административных штрафов, вправе дать им самостоятельную оценку и принять собственное законодательное решение. Таким образом, повышение размера административных штрафов за отдельные правонарушения в области дорожного движения, с учетом их повышенной общественной опасности, не может квалифицироваться в качестве лишенного объективных оснований и несоразмерного усиления административной ответственности. В этом отношении КС РФ также отметил, что санкции за совершение ряда таких правонарушений оставались преимущественно неизменными на протяжении многих лет.
Также КС РФ не согласился с доводами заявителей о нарушении законодательной процедуры при принятии оспариваемого закона, поскольку первоначальная редакция законопроекта также была посвящена отдельным вопросам административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Требование же о необходимости получения официального отзыва Правительства РФ распространяется, по мнению Суда, лишь на субъекта права законодательной инициативы при внесении им проекта в Госдуму, но не на случаи представления поправок к уже внесенному законопроекту. В рассматриваемом случае данное правило было соблюдено.
Напомним, что ранее ряд депутатов пытался оспорить правомерность значительного повышения законодателем размера судебных госпошлин. В этом деле КС РФ также не усмотрел оснований для признания соответствующих поправок неконституционными.