Обзор практики Конституционного Суда РФ за второй и третий кварталы 2022 года

В Обзоре приведены наиболее важные решения, принятые Конституционным Судом РФ в указанный период.

В частности, в Обзор включено постановление, в котором КС РФ сформулировал правовую позицию по исчислению сроков давности привлечения к административной ответственности со дня правонарушения, а не на следующий за ним день (подробно о нем мы рассказывали ранее).

Здесь же приведено и постановление, в котором КС РФ пришел к выводу о том, что "предпринимательская" задолженность по обязательным платежам может быть удержана из зарплаты физлица и после утраты им статуса ИП

Нашло отражение в Обзоре и постановление, в котором КС РФ разъяснил, вправе ли наймодатель расторгнуть краткосрочный договор коммерческого найма жилья во внесудебном порядке (подробнее о нем - здесь).

Также в Обзор вошло отказное определение, в котором Конституционный Суд РФ проанализировал положения п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Данная норма позволяет налоговым органам истребовать вне рамок проведения налоговых проверок документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о ней.

Как отметил КС РФ, предмет истребования должен быть определен по любому ясному, четкому и недвусмысленному признаку, в частности по переданному (подлежащему передаче) конкретному товару (партии), выполненным работам (оказанным услугам), а также времени поставки и приема-передачи, первичным документам и т. п. Главное, чтобы эти признаки по отдельности или вместе позволяли определить конкретную сделку, по которой налогоплательщик обязан представить относящиеся к ней документы (информацию).

В частности, налоговый орган вправе истребовать как отдельный счет-фактуру, так и всю серию счетов-фактур, если они связаны со сделкой, которую обращенное к налогоплательщику требование позволяет определить. Количество же запросов (требований) п. 2 ст. 93.1 НК РФ не устанавливает, что оставляет за налоговым органом право истребовать документы (информацию), относящиеся не только к одной, но и к нескольким конкретным сделкам. Однако это право не может быть использовано вместо контрольных полномочий, подлежащих применению в рамках проведения налоговой проверки.

Также КС РФ отметил, что у налогоплательщика нет оснований отказать в предоставлении требуемых документов (информации) лишь на том основании, что в требовании налогового органа не указаны, например, номер или дата заключения, иные реквизиты соответствующих договоров.