Определение ВС РФ от 7 августа 2025 г. N 305-ЭС25-7468
Между заказчиком (ответчик) и подрядчиком (истец) в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, был заключен контракт на выполнение работ. Условия контракта предусматривали выполнение работ в срок до 20 апреля 2024 г., при этом срок действия контракта был ограничен 30 июня 2024 г. Ни на дату окончания выполнения работ, ни на дату окончания действия контракта подрядчик работы не выполнил. 3 июля 2024 г. заказчик сформировал и разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку решение было размещено в ЕИС за пределами срока действия контракта, подрядчик обратился в суд с иском о его отмене.
Суд первой инстанции указал, что законодательство предусматривает возможность расторжения только действующего договора, окончание договорных отношений в связи с истечением действия договора, которым они установлены, влечет невозможность применения к ним правил о расторжении договора в силу их фактического отсутствия. При этом отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как основание для включения сведений о подрядчике в РНП, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу для проведения проверки этих сведений в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, по результатам которой сведения о недобросовестном подрядчике могут быть включены в РНП. Само по себе окончание срока действия контракта не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестном подрядчике в РНП, поскольку в силу п. 4 ст. 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Отказ от исполнения договора суд посчитал мотивированным, подрядчику в иске отказал.
Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали выводы суда первой инстанции. В свою очередь, ВС РФ отказал истцу в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.