Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

Это связано со вступлением в силу с 20 июня принятых в конце прошлого года поправок, которыми внесены существенные изменения в алгоритм взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, других государственных органов и участников исполнительного производства, а также в порядок принятия ФССП России решений в рамках исполнительного производства. В числе нововведений можно отметить следующие.

- В виде общей нормы закреплена возможность направления по заявлению взыскателя исполнительного документа в электронной форме принявшим его органом (должностным лицом) в ФССП России с использованием государственной электронной инфраструктуры. Такой порядок наложит некоторые особенности и на последующий ход исполнительного производства. В частности, в случае отказа в возбуждении исполнительного производства и при его окончании не будет применяться правило о возврате исполнительного документа взыскателю - его лишь уведомят о соответствующем процессуальном решении. При необходимости взыскатель сможет впоследствии обратиться с новым заявлением о повторном направлении исполнительного документа на исполнение.

- Конкретизирован перечень способов, с помощью которых постановление судебного пристава, вынесенное в форме электронного документа, может быть направлено участникам исполнительного производства. Помимо личного кабинета на портале госуслуг, такие постановления можно будет направлять с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, если информационная система участника исполнительного производства подключена к этой системе, а также иными способами, обеспечивающими фиксацию фактов получения, неполучения либо отказа в получении постановления.

Уведомление об исполнении постановления судебного пристава, направленного в форме электронного документа, по общему правилу также будет направляться исполняющим его юридическим лицом в электронной форме - посредством портала госуслуг, единой системы межведомственного электронного взаимодействия или иными способами, обеспечивающими фиксацию факта его направления. Такое уведомление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью отправителя. Требования к формату уведомления определены приказом ФССП России. При невозможности направить уведомление указанными способами его можно будет оформить на бумажном носителе.

- Сформулированы общие правила информационного взаимодействия сторон исполнительного производства с ФССП России в электронном виде - посредством портала госуслуг или единой системы межведомственного электронного взаимодействия в случае подключения к ней информационных систем участников исполнительного производства. В таком порядке ФССП России сможет информировать стороны о ходе исполнительного производства, направлять вынесенные постановления, а стороны будут иметь возможность подавать заявления, ходатайства, жалобы и другие процессуальные документы. В электронном виде можно будет оформить и полномочия представителей участников исполнительного производства.

В целях уведомления должника и взыскателя о возбуждении исполнительного производства ФССП России сможет запрашивать у операторов связи номера их телефонов.

Требования к форматам документов, подаваемых участниками исполнительного производства в электронной форме, будут установлены подзаконным актом ФССП России (см. проект).

- Вводится новый механизм принятия ФССП России решений по вопросам исполнительного производства (в том числе его возбуждения, окончания, приостановления, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены ограничений и запретов для должника и др.). Соответствующие решения смогут приниматься в автоматическом режиме (без непосредственного участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в ГИС о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный срок денежных взысканий (штрафов). Формат таких "автоматических" постановлений утвержден ФССП России.

Принятые в автоматическом режиме постановления ФССП России можно будет обжаловать судебному приставу, ведущему исполнительное производство, или вышестоящему должностному лицу, а также оспорить в судебном порядке.

Помимо перечисленных поправок, рассматриваемым законом в очередной раз скорректированы требования к идентификации должника и взыскателя в исковом заявлении, заявлении о выдаче судебного приказа, а также в исполнительных документах (напомним, что предыдущие изменения вступили в силу совсем недавно - с 1 января нынешнего года). Так, например, в отношении граждан (как взыскателей, так и должников) можно будет указывать не только место жительства, но и место пребывания. Из числа идентификаторов гражданина исключены серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства (серия и номер водительского удостоверения по-прежнему признаются надлежащим идентификатором). Исполнительные листы, оформленные до вступления поправок в силу, сохранят свою юридическую силу.

Уточняется, что в тех случаях, когда гражданину-взыскателю неизвестны дата и место рождения ответчика, один из его идентификаторов, об этом указывается в исковом заявлении и необходимая информация по запросу суда предоставляется органами ПФР, налоговыми органами или органами внутренних дел.

Также с 20 июня в исполнительном документе, содержащем требование о взыскании задолженности по платежам в бюджет, будет в обязательном порядке указываться уникальный идентификатор начисления, который плательщику впоследствии нужно будет отразить в платежном документе на перечисление соответствующей суммы.